ОСОБЕННОСТИ психологической работы.doc
Microsoft Word Document 37.0 KB

ОСОБЕННОСТИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ  В КИРОВСКОМ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ

 

Одним из путей улучшения качества жизни молодых людей с интеллектуальной недостаточностью и психическими расстройствами является повышение их социальной адаптации, принятие ими ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Понятие "качество жизни" в данном контексте обозначает опору на потребности индивидуума как на центральный фактор и на права лиц с умственной отсталостью и психическими расстройствами для наиболее полного удовлетворения этих потребностей.

Данные немногочисленных исследований в России и за рубежом указывают на то, что возможности дальнейшего обучения и развития умственно отсталых шире, чем предполагалось ранее. Как известно, вершина интеллектуальной трудоспособности достигается в среднем в возрасте от 20 до 34 лет. Для людей с умственной отсталостью существуют возможности развития, выходящие за пределы развития ребенка

Однако они смогут быть реализованы только тогда, когда систематически стимулируются.
Если отсутствуют необходимые побуждения и возможности для продолжения обучения и развития, то не только не происходит дальнейшее развитие, но и теряются приобретенные ранее навыки, полученные благодаря интенсивной внешней помощи знания и умения, предаются забвению.
Сложность организации работы психологов в психоневрологических интернатах обусловлена отсутствием общих методологических подходов в работе с пациентами психоневрологических интернатов, персоналом, родственниками.
Программа психологической работы включает изучение анамнеза, рекомендаций врача с обязательным учетом личных предпочтений пациента. На основе сохранных, положительно развитых сторон личности определяются  коррекционные и развивающие занятия.
Для каждого обеспечиваемого они разные и зависят от уровня знаний, умений, навыков. Для одних молодых людей актуально формирование понятий о сенсорных эталонах, для других — развитие навыков адекватного общения, для третьих — формирование трудовой мотивации и посильное включение в трудовую деятельность.
 

 

 

В коррекционной и развивающей частях работы психолога с молодыми инвалидами в психоневрологическом интернате выделены следующие:

1. помощь в адаптации вновь прибывшим; 

2. развитие психических процессов (восприятия внимание, память, мышление, речь, воображение);

3.развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы личности;

4. формирование и развитие активной личностной позиции;

5.формирование учебной и трудовой мотивации;

6. формирование и развитие способности к самоконтролю;

7. профилактика межличностных конфликтов и помощь в их устранении;

8. создание в коллективах обеспечиваемых атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания;

9. помощь в устранении внутриличностных проблем, профилактика
суицидального поведения;

10. помощь в усвоении содержания ценностных ориентаций для относительного самоопределения в жизни; 

11. развитие и совершенствование коммуникативных функций;


Методами для реализации вышеперечисленных направлений психологической работы являются:
— прямое словесное воздействие, убеждение с целью корректировки целевых установок;
— развивающие и обучающие методики, направленные на развитие психических процессов и эмоционально-личностной сферы (вербальные методы, бланковые методики, наглядные пособия);
— арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сочинение историй, совместный просмотр и обсуждение произведений искусства, кинофильмов, совместные прогулки;
— техники поведенческой психотерапии;
— групповая психокоррекция;
— психологическое консультирование с учетом возрастной и нозологической специфики;
— релаксационные техники

Коррекционные и развивающие занятия проводятся психологом и воспитателем ежедневно. Продолжительность занятия варьирует от 30 до 60 мин. Занятия проходят индивидуально или небольшими группами по 3—4 человека.

Наиболее эффективными оказываются включение больного в реальную деятельность, постановка конкретных и доступных ему целей. Преимущества деятельностного подхода к реабилитационной практике больных шизофренией отмечаются психиатром М. М. Кабановым, который подчеркивает, что включение в адекватную деятельность больных с шизофренией, даже с чертами выраженного дефекта, дает лучшие результаты, чем проведение с ними психотерапевтических бесед.

Коррекционная работа с этой группой пациентов строится с учетом естественных потребностей, интересов, направленности личности, способностей больных, их склонностей, навыков и умений.

Для пациентов пожилого и старческого возраста с психическими расстройствами характерны выраженные нарушения интеллектуальной, мнестической деятельности, нарастание физической немощности, соматические заболевания. Часто они ранимы, обидчивы, тревожны, подвержены депрессии и страхам, тяжело переживают одиночество и разлуку с домом. При работе психолога с пациентами пожилого и старческого возраста предпочтение отдается методам индивидуальной рациональной и личностно-ориентированной психокоррекции, целью, которой является принятие своего нынешнего положения (проживание в интернате) и посильное включение в новые общественные связи.

Следующим направлением работы психолога в психоневрологическом интернате является просветительская и консультативная работа с персоналом.
Целью просветительской работы является разъяснение персоналу (вновь поступившим на работу младшему и среднему медперсоналу) психологических особенностей пациентов интерната, что особенно важно, правил взаимодействия с ними, возможностей предотвращения конфликтов с пациентами и конструктивным способам их разрешения. Особое внимание уделяется информированию сотрудников интерната о способах профилактики у них симптомов синдрома эмоционального выгорания.

Индивидуальная работа и работа в группах с проживающими психоневрологического интерната должна строго следовать важному принципу гуманистической психологии — безусловного принятия и удовлетворять природную потребность человека в любви и чувстве собственного достоинства.

Эти моменты должны лежать в основе общения и коррекционной работы и выражаться:
— в доброжелательности;
— в сотрудничестве;
— в уважительном отношении со стороны значимого взрослого человека;
— во взаимопонимании и сопереживании.

Особое значение вышеперечисленные этические принципы приобретают при работе с проживающими с достаточно высокими компенсаторными возможностями. Они часто демонстрируют оппозицию к персоналу, недовольство своим проживанием в интернате. Эта группа молодых людей негативно относится к доминирующему влиянию со стороны персонала. Потребность в самоутверждении, не критичная уверенность в своих возможностях, эгоцентризм в ряде случаев являются компенсаторным образованием, основанным на чувстве собственной малоценности. За грубостью, непримиримостью, нежеланием общаться можно увидеть ранимого, не уверенного в себе человека, особо нуждающегося в участии, добром отношении, сочувствии и тактичном сопровождении.

Таким образом, анализ проводимых коррекционных мероприятий дает основание выделить следующие практические задачи деятельности психолога в психоневрологическом интернате:
1. Экспериментально-психологическое обследование пациентов и проведение коррекционных мероприятий совместно с другими специалистами.
2. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы личности.
3. Психологическое консультирование пациентов, помощь в разрешении личностных проблем.
4. Психологическое консультирование и просветительская деятельность с сотрудниками интерната.
7. Консультативная работа с родителями и родственниками.